Нижняя Ока-2000, 11-17 августа (вечер...утро) Касимов - Муром - Павлово - Нижний Новгород Систематическое описание Началось всё как поход с Ником, один из рекордных по численности участников: нас было 23 человека, мы проехали от Касимова до Мурома (включая осмотр этих городов). Потом я развил успех и обстоятельно посмотрел Нижний Новгород. Мы выехали в пятницу вечером на последней электричке Москва - Рязань. Приехали в час ночи, чуть отъехали в сторону Москвы и заночевали на футбольном поле на задворках Рязани, за одноэтажными домиками недалеко от автовокзала. Я и Alexxx расположились в палатках, а остальные ребята - под открытым небом, любовались падающими звёздами. Утром рано-рано выехали на первой электричке на восток. Народу было битком, я висел на подножке в тамбуре километров 50 из 110. В Шилово пересели на "поезд с тётками" и после трехчасовой езды через лес, опустошённый ураганом, прибыли в Касимов. Это живописный городок на берегу Оки с любопытной историей: в течение 229 лет здесь было татарское ханство. Посмотрели краеведческий музей, расположенный в громадном доме знатных горожан Алянчиковых, с ротондой на 3-м этаже; ее многочисленные окна открывают прекрасный круговой вид на окские дали. В Касимове встретили команду велотуристов из Коврова, обедали с ними, составив столы в кафе. От Касимова выехали на восток, в Елатьму - курортный поселок на Оке. Дорога в середине оказалась грунтовой, но вполне проезжей. От Елатьмы ходко катили на север вдоль Оки. Каменистая мостовая сменилась песчаной колеей с лужами, потом асфальтом. Первый день пути увенчался головокружительным полетом с окских круч к засыпающему селу Дмитриевы Горы. Вдали справа поблескивала лента Оки, а шоссе шло намного выше, но тут перешло в затяжное пике. Наша кавалькада, рассыпавшись в темноте рубиновыми искрами мигалок, сохраняла некое подобие строя, но вся сине-черная местность понеслась на нас с дикой скоростью. Я не тормозил из принципа, но поневоле вспомнил, как хорошо иметь шлем на плечах, и повторял: "Пронеси, Господи!" Позже я выяснил по велокомпьютеру максимальную скорость - 51 км/ч. В самой низкой точке съехали с шоссе на проселочную дорогу к реке. Пробрались по ней, обходя лужи по капустному полю, и заночевали на берегу Оки за кустиками, на довольно открытом месте. Расположились тем же порядком, что и в Рязани, с той существенной разницей, что под утро полил дождь и промочил беспалаточную публику. Народ спешно свернул стоянку, а мы с Alexx'ом пребывали в нерешительности. Едва дождь перестал, народ уехал, а я собрал палатку и ринулся вдогонку. Гнаться пришлось недолго: все остановились подшивать покрышку. Потом подъехал и Alexxx, а тут и погода стала разгуливаться. В Муром приехали часов в 11. Посмотрели Спасо-Преображенский монастырь и сели обедать в кафе "Славянка". Потом посмотрели музей, расположенный в доме Зворыкина - русского инженера, основоположника телевидения - и ринулись на вокзал. Здесь я у Андрея Натальчука одолжил целую педаль в обмен на мою треснутую, а у Лёши Тесакова - фотоаппарат ("Зенит" у меня накрылся, а "Агат" забыл второпях). Проводив народ, я не спеша покатался по Мурому, посмотрел монастыри и церкви, а в сумерках доехал до села Карачарова, откуда родом Илья Муромец, и посмотрел родник на месте, откуда скакнул его конь. Там, под высокими зелёными увалами, стоит крест из деревянного бруса, а наверху церковь, поодаль - другая. Ночевал в гостинице "Лада". Утром выехал через понтонный мост на северо-восток. Первый поворот налево - и первый сюрприз: за деревней Малое Окулово строится новый мост через реку Велетьму. Пришлось воспользоваться временной переправой - бревенчатым настилом на трех газопроводных трубах. Вскоре выехал на 309/150-й километр нижегородской трассы. Поначалу несколько мешал северный мордодуй, но потом дорога забрала восточнее и отвернула от ветра. Первый перекус делал в деревне Филинское, на 41-м километре пути. Дорога "Навашино - Нижний Новгород" - одна из самых гладких и живописных, по которым мне случалось ездить. Самые роскошные виды - вокруг села Новоселки и особенно в районе села Арефино. В Арефино стоит красивая пятиглавая церковь с шатровой колокольней. Ее видно за много километров, особенно с востока, от деревни с точным названием Высокополье. Рельеф в окрестностях Павлово и перед Нижним - широченные балки с бескрайними видами. Попыхтишь на 1:1, но затем - как в песне: "Чтоб крылья вырастали, даны нам эти дали!" Минут пять вся одежда реет и полощется на ревущем ветру, а на счетчике сами собой прибавляются несколько километров. Павлово-на-Оке - потрясающий город: такие кручи!!! Даже улица у обрыва называется "Дальняя Круча". Нигде по пути не было видов на Оку, а тут я завернул в переулок, в конце которого виднелось только небо, - и внезапно развернулся изумительный вид на пойму Оки со старицами, с идущим вдали белым пароходом. Когда я скатился в центр города (90 км пути), пароход как раз причалил и с него в музей потянулась вереница экскурсантов. Присоединившись к ним, я послушал экскурсию в музее, узнал историю этого славного города потомственных металлистов - типа английского Шеффилда или немецкого Золингена. Если бы не такое везение, то музей закрылся бы за полчаса до моего приезда. Музей расположен в роскошном доме скупщиков Гомулиных - одних из тех, кто сделал себе состояния на перепродаже изделий земляков (назвать их кустарными язык не повернется). Последних хозяев звали Василий Илларионович и Елизавета Лавровна, в девичестве Ногтева. В музее есть диорама, изображающая семью кустарей за работой. Чего только они не делали: ножи, кованые ножницы, замки и замочки, безмены и тому подобное, вплоть до оружия и хирургических инструментов. Замков в этом городе и в окружающих селах (в радиусе 50 километров) выпускали до 40 миллионов штук в год, они хорошо продавались и в России, и за границей, даже удостоились диплома выставки в Мадриде. Мастера были неистощимы на выдумки. Многие их замки были с секретом: потянув ногтем за некую зазубринку на корпусе, можно было открыть замок и без ключа (если он вообще был предусмотрен), либо без этого ключ не вставлялся в замок. Роскошные сверкающие ножи не хромировали, а шлифовали вручную на громадном колесе, эта операция называлась "личка". Мастера, которые ею занимались и дышали наждачно-металлической пылью, умирали от чахотки лет в 35. В окрестностях Павлово было много "вдовьих деревень". После Павлово стало резко смеркаться, но я решил ехать до упора: мне говорили, что днем на этом участке полно машин. Ворсму, где до сих пор делают медтехнику, проезжал в сумерках. Едва съехав с объездной на Богородск, в полной темноте и тумане помогал выталкивать застрявшие "Жигули". Подъехали ещё люди на машине и велосипеде, и после сложных манёвров, включая разворот машины за приподнятый багажник, она выбралась из лужи; потом Саша с девушкой (ее не спросил, как зовут) проводили меня до центра, освещая фарами дорогу. Ярко освещенный центр ночного Богородска (127 км пути) был полон гуляющей молодежи; многие катались на велосипедах. Довольно экстремально, но и волшебно было лететь по шоссе в тумане и кромешной темноте, без фары, с одной мигалкой. Когда сзади приближается машина, туман скрадывает звуки, но кругом возникает жемчужное сияние. Потом по туманному экрану метнется слева направо твой двойной силуэт (проекция от двух фар) - и вот уже впереди два рубиновых круга от задних фонарей машины. Дорогу видно метров на 50, вот и гадаешь, куда она пойдет: направо или в гору. Летишь, как во сне или высоко в облаках: скорость ощущается лишь по мелкому подрагиванию во всем железном теле и мягких рукоятках "Адмирала". А после Богородска, когда вылезла лунища, ночные пейзажи, окутанные светящейся пеленой тумана, явили собой просто феерическое зрелище. В тумане я сильно отсырел, и даже со шлема на нос капала роса. Остановился отдохнуть на высоченном виадуке над железной дорогой, полюбовался с торца на громадный четырехгорбый мост через Оку, освещенный несколькими огоньками. Вскоре послышался тонкий свисток, мост наполнился гулом, и подо мной в глубокой выемке проехал поезд на юг, в сторону Арзамаса. В три часа ночи я вкатился в гостиницу "Ока" в правобережной части Нижнего Новгорода. Поспал до 11 и выехал смотреть город, где не был еще ни разу. Город просто бесподобный, его называют "третья столица России". Что касается красоты ландшафта, то Москва в сравнении с ним просто отдыхает. Она такая же плоская, как Питер по сравнению с Москвой. Нижний похож одновременно на Киев и Смоленск. Великолепный кремль, взбегающий на гору, а внизу - могучая Волга, игрушечные пароходы, машинки и трамвайчики. Памятник Чкалову, под ним парадная лестница до самой Волги. Окские кручи; с Молитовского моста на крутой берег взбирается серпантин, как в Крыму. Посетил здешние веломагазины. Прогулялся по Большой Покровской - нижегородскому пешеходному Арбату, художественному салону под открытым небом с видом на одну из башен Кремля. Посмотрел Печерский монастырь, проехал по берегу, забрался в Кремль через брешь в стене, по тропинке в лопухах. Погулял по стенам (это стоит пятерку), а выбрался через лазы, не до конца заложенные кирпичом: пацаны местные показали. Заехал на вокзал, купил дорогущий билет на следующий вечер, на самый фирменный поезд "Ярмарка": других уже не было. Ходил к администратору, а потом опять к кассирше, чтобы выписать квитанцию на велосипед: здесь это впервые удалось и стоило всего червонец. Катался по ночному Нижнему, объездил все три моста через Оку. Особенно занятно было прокатиться вверх-вниз по Мызинскому мосту: он имеет равномерный наклон на всем протяжении, как Лужнецкий метромост, и я молотил в гору, чтобы потом лететь накатом 2600 м от развязки с проспектом Гагарина - правобережной магистралью, по которой ходят троллейбусы - до Карповской (Спасо-Преображенской) церкви. Проехал до конца южной линии метро мимо ГАЗа. Завод грандиозный: разные проходные находятся у разных станций метро. Хотел заехать в метро, но с первого раза не вышло: тамошнее метро закрывается в начале первого ночи. Приехал в гостиницу и остался на вторую ночь, ничего не доплачивая, т.к. заезжал уже под утро. Раньше это удавалось в Кашине и Петрозаводске. А вообще гостиница дорогая: 200 р. за сутки. В среду передвигался в основном на общественном транспорте. От гостиницы "Ока" на троллейбусе до площади Горького, там в Доме связи залез вторично в инет. Потом скатился в трамвале на вокзай (пардон, наоборот) по головокружительному Похвалинскому съезду: наверное, там постоянно бьются чересчур храбрые байкеры. На вокзале хотел до отъезда освободиться от части вещей, но камера хранения была полна, и пришлось таскаться с ними по городу. В кассе метро за трояк дают ПАРУ медных жетонов, но за одну поездку надо кинуть их оба. Ну и что, спросите вы? А то, что жетоны точь-в-точь питерские, на некоторых это даже отчеканено. Линий метро формально две. У вокзала четырехколейная станция, которая будет пересадочной, когда у линий появятся вторые концы. Пока же поезда проходят насквозь с Сормовской линии на Автозаводскую. Получается одна линия с 12 станциями. Специфически местные названия - БурнАковская, Канавинская, Заречная, Двигатель Революции. От метро "Пролетарская" на ПАЗике заехал вверх по Мызинскому мосту и посмотрел музей Сахарова в микрорайоне Щербинки ("На каменном лице Отчизны есть незаметные Щербинки" - сочинил А.Д.С.; там я проезжал из Мурома, но ночью). Потом на троллейбусе - опять в гостиницу. Забрал из ейной каптёрки "Адмирала" и рюкзак, плотно упаковался и напоследок отправился в соседний парк "Швейцария", где посмотрел мини-зоопарк; его однажды показывали в передаче "Путешествия натуралиста". Видел семью пятнистых оленей (папа-рогоносец, мама и ребенок), роскошного шерстяного верблюда. У последнего я спросил, не побит ли он молью, на что он обиделся и побрел в свой бревенчатый дом. Еще видел волка, парочку медведей и барсука, задававшего храпака кверху пузом. От зоопарка проехал по асфальтированной аллее вдоль самого обрыва над Окой. Высота колоссальная и вид захватывающий. Когда дорожка подошла к распадку, лес расступился, открыв необъятную панораму промышленно-спального Заречья. Внизу петляло что-то вроде кисловодского терренкура, и я решил съехать по нему на набережную. Но не тут-то было: выяснилось, что террасы на склоне - это не сплошная дорожка, а бермы с дренажными лотками и разные уровни у них сообщаются только через водосточные люки. Пришлось спускаться под уклон в 45 градусов мелкими шажками по осыпающейся тропинке, под противное пиликанье тормозов, и так с полчаса. По набережной доехал до Молитовского моста; вблизи оказалось, что перед высоким берегом он набирает высоту 12-этажного дома. Пришлось опять ползти по тропинке, но уже вверх с груженым "Адмиралом", находя земляные ступеньки и кочки. Всё это было довольно душещипательно: сумерки, пустынный парк над рекой, два часа до поезда. К счастью, сзади шли паренек с девушкой, и парень принялся толкать "Адмирала" сзади. Дальше все просто: выбравшись на мост и поблагодарив ребят, я включил мигалку, оттолкнулся и поехал на вокзал. Поезд - и, увы, недолго музыка играла. Километраж по дням: 77+87+167+63+12, итого 406. Оргвыводы: 1) Палатка HighPeak Minilite хороша на случай, когда есть соблазн поехать вообще без палатки. 2) Касимов, Муром - это замечательно. 3) Собираться лучше внимательно и неспешно, но и настоящие друзья есть. 4) Павлово-на-Оке - классный город, давайте посмотрим его все. 5) В Нижний с байком - удивительно вкусно, искристо и острО. Что все наши Воробьевы, Поклонки и Смотровые!