Малая Академия Государственного Управления:
чево хАчУ и что МАГУ?

То академик, то герой.
То мореплаватель, то плотник.

(хороший пример жизнеописания НЕспециалиста)

В Приволжском федеральном округе год 2007 был объявлен годом молодежи. Что же сделали для молодежи творцы (хорошо забытой) "новой" молодежной политики за целый год бурной деятельности? На что может рассчитывать молодежь в будущем, до следующего "года молодежи"?

Самодеятельная молодежная газета "Студенческая правда", издаваемая инициативной группой, имеющей какое-то отношение к ННГУ (фамилии и имена членов редколлегии в издании указаны, но сведений о том, студентами каких факультетов или вузов и сотрудниками каких кафедр они являются, там нет), вкратце описала проект Совета ректоров вузов Нижегородской области и полпреда Александра Коновалова, помпезно названный "Малая Академия Государственного Управления" (МАГУ). На каких принципах основана одна из многочисленных новооткрытых академий и какие цели она преследует?

"Ни для кого не секрет" - пишет автор материала Николай Красницкий - "что для глубокого изучения какой-либо проблемы необходимо наличие как минимум двух факторов: получение информации от людей компетентных и выслушивание различных, порой противоположных позиций и точек зрения на ситуацию".
"Только таким образом" - продолжает автор - "достигается глубокое понимание сути проблемы и выработка собственной позиции, которая может и не совпадать с услышанными".

Что ж, озвученный постулат если не с точки зрения литературной (не совсем понятно, каким образом автор собирается "выслушивать позиции", а также точки, прямые, плоскости и иные геометрические объекты), то с идейной можно считать безупречным. При наличии подобного минимума факторов достаточно глубокий анализ многих вопросов вполне возможен, и даже может считаться научным. Для того, чтобы минимум превратился в оптимум, неплохо бы добавить еще хотя бы один фактор - собственный опыт в данной области, но опыт - как известно, дело наживное а понимание вкуса устриц приходит во время их поедания. Однако в качестве грамотного "входа в задачу" наличие вышеупомянутых факторов является необходимым условием, с этим утверждением спорить невозможно. Лично я хочу его всего лишь уточнить: выслушивать полезно различные мнения, но с непременным учетом первого постулата: мнения компетентных людей, то есть таких, которые являются специалистами в обсуждаемой области. А компетентными людьми могут считаться только те, кто достаточно долгое время непосредственно занимался конкретно той проблематикой, о которой рассуждает. Иными словами, если я захочу выслушать разные мнения, допустим, о состоянии финансовой системы России, то слушать я буду финансистов - от известных, вроде Геращенко или Дубинина, до неизвестного широкой публике, но уважаемого мною Егишъянца. А юрист Герман Греф, хоть и назначенный ловким движением главой крупного банка, может идти лесом - и вернуться при желании лет через несколько, уже в качестве настоящего специалиста.

В общем, перед тем как принять решение, стоит ли пробовать устриц, нужно выслушать несколько тех, кто действительно их ел.

Теперь посмотрим, как обстоит дело в пресловутой "Академии".

К сожалению, сведения о ней пока скудны, опираться приходится только на один источник - вышеупомянутую статью товарища (далее именуемом для краткости тов.) Красницкого. Поэтому выходит так, что я сходу нарушаю его осноыной постулат, с которым сам же согласился. Но у меня есть два квазиоправдания. Во-первых, в самой статье есть несколько говорящих фактов. А во-вторых, я собираюсь в будущем выполнять завет старшего коллеги (он же тов.) и обязательно буду внимательно прислушиваться к точкам, пространствам и прочим складкам местности. И все добытые новые факты обязуюсь оглашать, не забывая и о возможных изменениях собственной позиции (чтобы снайперу противника было легче меня обнаружить).

Итак, для начала о статусе, структуре, первичной цели академии и преподаваемой программе.

Согласно тов. Красницкому, в качестве первичной цели Академии продекларирована "подготовка лидеров из числа студентов вузов региона, обладающих специальной позицией и навыками организационно-массовой работы, способных влиять на молодежную среду, консолидировать ее полезную деятельность, противодействовать деструктивным тенденциям".

Уже в этой фразе заметно простым глазом противоречие с постулатом тов. Красницкого. Противоречие - в том, что приготовляемые "лидеры" должны обладать никакой не "собственной" (как постулирует уважаемый тов. коллега) а специальной позицией. Вполне очевидно (опять-таки уже на первый взгляд), что позиция эта должна быть весьма и весьма укрепленной, даже, скорее, господствующей на местности; иначе влиять, консолидировать и противодействовать будет трудно. Одной "способности" мало, нужны мастерская (настоящего Мастера можно вырастить только в Мастерской!) и набор инструментов.

  "От каждого - по способности,
каждому - сколько сможет украсть"
 
(реальный девиз победившего нас "социализма")

Далее. Если начать сравнительный анализ деклараций и реальных дел прямо, так сказать, "с места в карьер", то описание "способностей" выглядит несколько странным. Просто как пример: перед самым входом в Университет (то есть, вблизи позиции, где дислоцируется пресловутая Академия) видим стенку, на которой чья-то мудрая рука начертала одну из Величайших Истин современной чиновно-компрадорской России. Ту самую, которая повествует, что Никита Белых - не лидер, а пидер. Если бы такая информация была расположена недалеко от моей позиции, и будь я хотя бы минимально способен противодействовать деструктивным тенденциям, она бы мгновенно исчезла с глаз долой. Однако, "лидеры", "обладающие специальной позицией", почему-то ее упорно хранят и оберегают. Наверно, я что-то путаю и написание подобных надписей считается в Академии "полезной деятельностью"?
А чем еще можно объяснить то, что совершенно неактуальная уже надпись - Никиту Белых п(ротиводействующие л)идеры уже давно "опустили", - продолжает, подобно вызывающему здоровый смех разумных существ лозунгу "Дикин не вор!", красоваться на заборе университетского городка? Только тем, что кто-то считает ее способом влиять на молодежную среду!

Потому что предположить, что у специально подготавливаемых "лидеров" не хватает спо-соб-но-сти подойти и сорвать эту мерзость, я не могу. Все-таки, студенты Университета, как-никак, люди, которым, как пишет уважаемый тов. автор, которым "никогда не была чужда судьба своего Отечества и его дальнейшее развитие". Значит, наличие мерзости на заборах рассматривается новыми "лидерами" как элемент развития судьбы Отечества. Ничто третье, понимаете ли, просто невозможно: мерзость либо есть (и будет есть), либо ее нет (потому что или не писали, или уже убрали). Не квантуется.

Кстати, поймал себя на том, что чуть выше совершил небольшую ошибку, пора ее исправить, пока она не потянула засобой целый хвост других. Ошибка - в том, что я начал рассмотрение Академии с ее первичной цели, а нужно было начать с более ранней информации. То есть, с самого названия. С того, насколько оно соответствует действительности.

Пресловутая академия согласно сведениям, предоставленным уважаемым гражданином тов., представляет собой факультет ННГУ. Он готовит специалистов по специально разработанной образовательной программе (очевидно, той самой, которая должна способствовать занятию специальной позиции). Программа включает в себя: выступления госчиновников и общественных деятелей (депутатов высшего законодательного органа РФ, губернатора, полпреда, руководителей местных органов власти); лекции по тематикам, посвященным управленческой и политической деятельности - "Политические партии и движения в России", "Конфессии в современной России", "правовой статус СМИ", "Избирательные технологии" (наверняка и про писанину на заборах расскажут!), "Технология принятия управленческих решений" - и практические занятия - от тренинговых групп по формированию навыков коммуникативного общения, ораторского искусства, ПиаРу и т.п. до практикумов во властных органах (на таможне, в прокуратуре, и т.п. вплоть до правительства области). Что касается системы экзаменов, то она пока находится в стадии становления, об окончательной ее структуре судить трудно. В данный момент в качестве экзамена принимаются как защита индивидуального проекта по вопросам жизни города и региона, так и просто список предложений либо отчеты о проведенных "социально значимых мероприятиях". Однако диплом об окончании получат все. Разумеется, все те, кто сумеет занять специальную позицию и грамотно окопаться.

Теперь внимание, вопрос: откуда можно сделать вывод, что пресловутое учебное заведение имеет отношение к "государственному управлению"? Программа общегосударственного статуса не имеет, диплом не гособразца, госчиновники выступают разные, в прошлом году рассказывали об одном (например, о необходимости борьбы с инфляцией и невозможности использовать стабфонд), а в этом будут рассказывать о другом (поскольку стабфонд уже "располовинен" и решение об использовании его части принято, а на "борьбу с инфляцией" положен большой ... спуд)... Так недалеко и до противоречий специальных позиций выпускников разных лет доиграться! А ну как друг в друга пулять начнут аргУментами... непорядок!

Итак, вместо солидного учебноо заведения, выпускающего специалистов по государственному управлению, реально мы имеем находящиеся в стадии становления годичные курсы, готовящие в среднем неплохих специалистов по продажам себя (тем более, что тренинговые программы будут вести не менее чем Евгений Волков, Андрей Камин и им подобные товарищи) и - в лучшем случае - несколько среднеподготовленных будущих работников структур местного самоуправления. Что, разумеется, гораздо лучше, чем ничего - специальная подготовка для сотрудников районных и городских администраций - дело не просто нужное, а необходимое (например, отсутствие специальной подготовки у депутатов Госдумы РФ прошлого созыва было заметно с первого взгляда; что касается нынешней Думы, пока не знаю - не ездил). Однако, надувание щек присвоением громких названий как-то... странновато выглядит.

Скажи, кто твой учитель...
и будет понятно, чему ты мог научиться

Теперь немного поговорим о компетентности. То есть, о том, насколько серьезные специалисты преподают в пресловутой Академии.

Ясно, как день, что в нижегородских вузах (в частности, в том же ННГУ, но не только) достаточно грамотных преподавателей. То есть, тех, кто в состоянии донести до слушателей знания по той предметной области, в которой компетентен сам. То есть, когда маематик читает лекции по матанализу, дифурам или матфизике - это нормально. Допустимо также, если такие предметы как матметоды экономики или эконометрику преподают тоже математики. Также можно только приветствовать, когда депутат Госдумы Юрий Сентюрин рассказывает слушателям Академии о практике законотворческой деятельности в современной российской законодательной системе - лучше него если кто и справится с вопросом, то тоже депутат, а не политолог, получающий сведения из вторых и третьих рук. Я бы такую лекцию и сам послушал (если бы о ней заранее узнал).

Но вот открываю статью уважаемого тов. и вижу: черным по белому напечатано, что Сронгин (ректор ННГУ) читает лекцию ... о "принятии управленческих решений", а Шанцев не придумал ничего лучшего, как рассказать о ... системе образования в современных условиях !!!

Такое ощущение, что это сделано нарочно: не только чтобы злостно нарушить постулат Красницкого (он же тов.) об обязательной компетентности, но и прямо продемонстрировать почтеннейшей публике, что может пироги печи сапожник, а каждая кухарка в состоянии управлять государством!

Любому квазиразумному существу, у которого еще не до конца мозги засорены дебилизатором, должно быть ясно, что должно быть ровно наоборот: о системе образования лучше расскажет тот, кто занимается именно образованием, а не строительством различных шанцеффштрассе и распределением земли в Нижегородском районе. А о принятии управленческих решений - тот, кто годами занимается именно принятием решений, а не добычей и распределением скудных бюджетных ассигнований и редких грантов!
Вроде все понятно. Или за последнюю пару лет социальная реальность изменилась настолько, что увидеть несоответствие могут только редкие зубры вроде меня - разбирающиеся и в технологиях казнокрадства (напоминаю, что в администрации Нижнего Новгорода я занимался информационно-аналитической работой) и в методах оболванивания юных слабозащищенных умов (чему посвящено мое единственное формально законченное образование)?

При подобной организации учебного процесса как-то слабо верится в то, что практикумы во властных структурах и даже посещения Госдумы смогут многое дать слушателям (лично я смог извлечь полезную информацию только из нескольких депутатов, в основном совмещающих депутатство со службой в ФСБ, все остальные представляют из себя жалкое зрелище). Ну а психотренинги, деловые игры и летние лагеря, как я уже писал выше, способствуют подготовке специалистов по самопродажам, не более.

Почаще задумывайся, кому выгодно.
и пустят ли они тебя в свой узкий круг
 

Ну и последний, самый животрепещущий вопрос: "ЗАЧЕМ?"
Что может студент радиофака, или, скажем, мехмата, извлечь из нахождения в рядах слушателей вновь открытой ВПШ (Высшей Партийной Школы) и чем ему придется заплатить?

Сначала об оплате, поскольку этот вопрос более прост, а ответ на него очевиден. Заплатить придется некоторым количеством личного времени, а также возможным уменьшением успехов по основным предметам (за счет отвлечения внимания). Следовательно, если вы - молодой, физически здоровый и психически устойчивый человек, обладающий достатоными способностями в избранной области знаний, не обремененный утомительными или времяпожирающими хобби и достаточно обеспеченный (необходимость подработки с целью прокормиться тоже имеет свойство пожирать время), то цена для вас будет невысока. При наличии даже самых незначительных побудительных мотивов вы вполне можете особо не напрягаясь прослушать эти курсы и получить дополнительное образование.

А потом хвастаться перед внуками: "вот, смотрите, я АКАДЕМИК!".

Шучу.

На первый взгляд выглядит парадоксальным, но если вы НЕ обладаете достаточными способностями в выбранной специальности (ну мало ли, например, пошли учиться абы куда, просто чтобы от армии отмазаться, с кем не бывает), вам имеет смысл влиться в ряды и заняться "академической" деятельностью всерьез. Если вы не планируете стать профессионалом (специалистом) в области математики, экономики, биологии или юриспруденции, возможно, имеет смысл сделаться специалистом по позиции (вспомните, что заявлено в первичной цели академии, прочтите несколько раз внимательно и осмыслите). Пока в стране у власти находятся правители, требующие от подчиненных не компетентности и ответственности, а личной преданности и консолидации дес... - ой, что это я? разумеется, "противодействия деструктивным тенденциям", конечно же, противодействия! - успеха будут добиваться не циолковские и сикорские, а молчалины и булгарины. Поэтому имеет смысл приложить значительные усилия и продемонстрировать немалые способности и рвение в определенных специальных позициях. Писать на заборах только то, что положено писать, не замечая всего остального. Собирать различную информацию (причем особое внимание нужно обратить на то, какую информацию и куда передавать можно, а какую - ни в коем случае нельзя). "Колебаться вместе с линией" (готовя пакет предложений по "усовершенсовованию" городского хозяйства, тщательно выяснять, какие территории подлежат "расчистке" под очередные торговые центры - детские площадки, парки или садоводческие товарищества). Выезжая в летние лагеря, как можно более верноподданически смотреть в рот АКАдемику Кадырову, будущему хозяину России...

Одним словом, выяснить как можно тщательнее, постичь как можно глубже, как работает "вертикаль власти" и какое место вы можете в ней занять.

Только имейте в виду: современная ситуация в России отличается своего рода уникальностью. С одной стороны, встраивание во власть гораздо более безопасно, чем было в конце 80-х и вплоть до середины 90-х. Такие люди, как Гайдар, Чубайс, Ельцин, Жириновский - это своего рода волки, находится рядом с ними было весьма небезопасно. Это хищники, чьи клыки по локоть в крови, а когти стесаны до десен. И часть этой крови принадлежит их бывшим соратникам. Потому что они сражались и за новый порядок и за собственную жизнь. За место в этом порядке. И не церемонились.
Чего стоит только то, что они фактически убили такого монстра, как СССР и сумели его почти целиком сожрать!

Теперешние же власть придержаВШие - все эти зурабовы, лужковы, абрамудрины, грефопутины и шанцеведевы - всего лишь опарыши, пожирающие уже начавший гнить труп страны. Основное их занятие - чавкать у государственной кормушки, ничего больше они не умеют. То есть, находиться рядом с ними гораздо безопаснее. Не сьедят. Максимум, что могут - это от кормушки отпихнуть.
Но есть другая беда: волков не может быть слишком много - они либо сами друг дружку сжирают, либо охотники их отстреливают. А вот опарышей - всегда переизбыток. Спрос на отсасывание из нефтяной трубы, которой кормятся паразиты-компрадоры, захватившие власть, сильно превышает ее, этой трубы, размеры. А поток, из нее текущий, зависит от настоящих хозяев - тех сил, которые расположены не в России, а несколько западнее, южнее, восточнее. И в любой момент поток может ослабнуть (а причин для этого масса - от начинающегося глобального финансового кризиса, в результате которого упадет платежеспособный спрос до завершения Штатами проекта по подготовке к разработке центральноафриканских нефтяных месторождений). После чего миллионы лишних опарышей будут безжалостно вытряхнуты из теплого трупа в холодный и жестокий внешний мир. Как это уже произошло сначала с "бЫзЬнесменами", которые пытались заняться производством полезных товаров, а не вычерпыванием ресурсов, а потом и с лишними вычерпывателями ресурсов.

Пока невозможно предсказать, какова будет новая система власти, которая придет на смену пиршеству опарышей. Хотя бы потому, что неясна вообще ее основа: какова она будет - исламская, китайская, руссконациоанальная, (бона)партократическая, номенклатурно-авторитарная... Ясно одно: она будет иной. Хотя бы чисто из общих соображений: ну невозможно все время закачивать потоми невосполнимых ресурсов в десятки тысяч танков и миллионы автоматов, а в промежутках петь заклинания на тему "жить стало лучше" - партократы 80-х это прекрасно продемонстрировали собственным примером. Невозможно долго терзать вкусный горячий труп только что убитой страны - в конце концов он размякнет и засмердит и в нем заведутся шанцегрефы, кириенки и прочие медведы - "реформаторы 90-х показали это своим примером. Невозможно на всю жизнь сделаться опарышем и вечно сосать гнилье не задумываясь о том, что будешь жрать завтра - современная власть это нам УЖЕ показывает! Ну напрягитесь, припомните, кто такие "идущие вместе", где они сейчас? Ну были такие "наши" - из них только один пролез к кормушке, да и то - надолго ли, а остальные? Сколько было политпроектов от власти: "Наш дом - Россия", "Отечество - Вся Россия", "Родина", "Партия жизни"... сколько денег, времени, усилий и слюней ушло в песок - а скольким из миллионов улыбнулась удача? А скольких из этих временных любимчиков фортуны вот прямо сейчас дожирают всебешно-силовые крысы... ой, то есть "крыши"!?

Вы еще не оставили надежду на встраивание в систему существующей власти? ;~)

"Для тебя эта история - продолжится!"
(из фильма "Властелин Колец", финальная сцена)
 

Теперь, напоследок, несколько слов тем немногим, кто не считает достойным внимания занятием или целью жизни обучение технологиям сябяпродаж или встраивание в паразитирующий планктон, а действительно желает стать профессиональным управленцем и принести пользу стране (разумеется, не без выгоды для себя).

Запомните.

Иная система власти предполагает иные алгоритмы функционирования. Это означает, что, выслушивая выступления сегодняшних политиков, еще не понимающих, что они УЖЕ лузеры, проигравшие и собственную власть и страну, человек хотя бы квазиразумный должен озаботиться не тем, как функционирует сегодняшняя система. А тем, каким образом создаются системы власти. Не конкретной конструкцией, которая в ближайшее же время (а при вашей жизни - обязательно!) отправится в утиль, а технологиями конструирования. Не структурой современного общества и списком нужных заклинаний для воздействия на мозги, а методами выстраивания, изменения, уничтожения различных видов социальной реальности. Не запоминанием, а анализом, во главу которого ставить вопрос о жизнеспособности, ремонтопригодности и адаптивности отдельных элементов уже существующих систем. Существующих не обязательно в России. Безжалостно бракуйте нежизнеспособное, плохо модифицируемое, громоздкое и неповоротливое - это балласт, мертвый, излишний груз, тянущий судно ко дну. Тщательно сохраняйте все умное, гибкое, универсальное, эффективное - вес двигателей и горючего на том же судне - полезный балласт, придающий устойчивость в бурю.

Сохранив - осмысливайте, старайтесь "разложить по полочкам" принципы функционирования и возможные способы взаимосопряжения. Комбинируйте, конструируйте, собирая, как из кубиков, не существовавшие ранее системы. Особо тщательно осмысливайте, каких элементов, узлов, сборочных единиц не хватает, какими свойствами они должны обладать.

Ищите недостающее, не гнушаясь "сдирать" эффективные решения у кого угодно, хоть у черта с рогами! Постоянно ищите новую информацию, особенно ту, о которой ваши учителя красноречиво умалчивают.
Например, рассказывая о финансовой системе, вам скорее всего будут "впаривать" либерастический монетаризм, но, например, о денежной системе фон Хайека вряд ли расскажут - найдите в Сети книгу "Частные деньги" и обязательно прочтите от корки до корки!

Вам ни за что не расскажут и о системе исламского банкинга: ну как же, разве можно допускать в незрелые умы информацию о том, что существует высокоэффективная система, не основанная на обязательном присваивании специально уполномоченными банкомЁтами кредитного процента, этак ведь и конец потребляТства наступить может!!!
Ну это вы в Сети вряд ли найдете - если не удастся, пишите мне, теребите, у меня в планах уже заложено создание очередной статьи с описанием этой системы... если окажется, что это кому-то нужно сейчас - напишу сейчас!
Однако, ВНИМАНИЕ: то, что исламский банкинг как финансовая система оптимально пригоден для встраивания в конструкцию общества будущего, вовсе не означает, что не нужно выкинуть на свалку истории исламскую феодальную систему власти! Она должна занять достойное место рядом с ньюфеодальной путиноидной вертикалью, и она рано или поздно окажется именно там.

Или вот существуют люди, озабоченные разгулом преступности, реального (а не бумажно-телеЕЛЕвизорного терроризма), наркомании, теневой экономики - а ведь уже имеется проработанная финансовая система (в ее создании я принимал некоторое участие - ну типа рядом стоял и из-за плеча заглядывал), которая, будучи внедрена, обрежет все источники финансирования коррупционеров и бандформирований раз и навсегда! Об этом вам тоже никогда не расскажут!

Вам будут говорить о методах принятия управленческих решений - но вряд ли хотя бы заикнутся о том, как выстроить управляющую систему так, чтобы за последствия принятого решения нес ответственность не "стрелочник", а тот, кто непосредственно придумал глупость или заставил подчиненного совершить преступление. А ведь уже существует такая наука ТССУ (Теория Социальных Систем Управления) о конструировании систем управления 4-го поколения (СУ-4) - систем самообучающихся, защищенных от воздействия ошибок. Ну и что что эти системы пока "заточены" под относительно немногие сферы деятельности - самой науке еще и пяти лет нет, додумаем, сконструячим :~)
В любом случае такие сферы как образование и научно-внедренческая деятельность подходят для внедрения такой системы просто идеально.

В общем, краткое резюме таково: в современных условиях, когда количество изменений в единицу времени с каждым десятилетием вырастает в разы, любая инновация (или, как в случае с пресловутой "Академией", реанимация дряхлого трупа) может обернуться как плохой, так и хорошей стороной. Нужно только смотреть на происходящее трезво: не надеяться до трепета души, не бояться до дрожи в коленках, не тупеть при попытках тебя запутать и не перемудрить самому в приступах "срубить" легкую выгоду. Выстояв мы - победим!

Научный пролетариат - могильщик научной буржуазии.
Мир общагам - война деканатам!
Нам, пролетариям умственного труда, нечего терять -
мы все равно пролетаем ;~))))))

Если данный текст не оставил вас равнодушным - можете оставить отзыв в Гостевой книге автора Другие статьи и книги автора