FOTO-MOUNTAIN-BIKE

Всё нижесказанное ни в коем случае не претендует на истину в первой инстанции. Это лишь мой личный опыт, как начинающего городского велосипедиста. В тексте часто будет встречаться "я", "у меня". Возможно, с точки зрения деления опытом это не слишком корректно, однако, это-же мой личный опыт...   Итак, вы твёрдо решили влиться в сообщество красивых и здоровых людей - велосипедистов. Тут-же встаёт вопрос о выборе, собственно, велосипеда. Благо маркетологи работают хорошо и сейчас мы имеем огромную массу предложений. Не забываем, что мы говорим и велосипеде, преимущественно, для города. Итак, в первую очередь во всех веломагазинах нас встречают маунтинбайки - МТБ.

Six_TrailTEST

Те самые "горные". Диаметр колёс 26 дюймов (диаметр колёс велосипеда вообще не маловажный фактор, в бОльшей степени по нему проще всего различать похожие веорсипеды). В принципе, МТБ достаточно универсальный велосипед и подходит как для городского движения, так и для езды по пересечённой местности. Степень комфорта передвижения в тех, или иных условиях зависит от резины на колёсах, но об этом позже. МТБ достаточно лёгкие, хорошо управляются и не бояться несовершенств асфальта и городских бордюров. При некоторой сноровке можно научиться легко на них запрыгивать и спрыгивать не изменяя своей скорости движения. МТБ имеют амортизационную вилку, как правило, с большим ходом. В городских условиях это, скорее, мешает, т.к. амортизация поглощает часть энергии от вращения педалей. Но на современных велосипедах усилие вилки можно регулировать или полностью заблокировать её ход, что может быть полезно при езде по достаточно ровному асфальту. Следующими в магазине нас встретят, скорее всего, найнеры.

niner

По большому счёту, это тот-же МТБ но с огромными колёсами, диаметром 29 дюймов. Модные, нынче, велосипеды. Велосообщество раскололось на два лагеря. Одно найнеры чуть-ли не боготворит за то, как они замечательно и легко катятся, другие призывают на помощь физику, утверждая, что чем легче колесо катится, чем тяжелее его раскрутить. Так-же, в любом уважающем себя велосипедном магазине мы встретим шоссейный велосипед.

Красивый, лёгкий, быстрый, но не наш вариант, как новичка. Шоссейник - больше спортивный снаряд, чем велосипед. Хотя на нём тоже, конечно можно легко и удобно, а главное, быстро перемещаться по городу, но мы новички и нам надо-бы, всё-же, что-то попроще. Основное отличие шоссейных велосипедов - большое передаточное число, что позволяет ехать на бОльшей скорости, тоненькие колёса диаметром 28 дюймов для уменьшения сопротивления качения по асфальту и руль - "баран" для более аэродинамичной посадки. Шоссейный велосипед создан для асфальта. Для хорошего асфальта. Так-же существует его брат-близнец - циклокроссовый велосипед. Внешне его можно отличить, пожалуй, только по более широким и зубастым покрышкам. На таком велосипеде гонщики покоряют трассы, проложенные по бездорожью. Так-же есть такая разновидность велосипеда, как двухподвес.

STARK-Stinger-Sport-2006

По сути - он и есть самый настоящий горный велосипед. Создан для преодоления больших неровностей на большой скорости. Имеет амортизацию не только переднего, но и заднего колеса, что позволяет с относительным комфортом передвигаться в горах, но совершенно не приспособлен для комфортного городского перемещения, т.к. два места амортизации забирают на себя в два раза больше вашей энергии вращения педалей. Ещё один тип велосипедов, очень популярных в Европе и набирающий популярность у нас - круизёры.

36184cc2465afce312e3d8ec099755f0

Второе название - городские велосипеды. В первую очередь - это удобные велосипеды. Посадка на них расслабленная и, практически, вертикальная. Нагрузка минимальная. Однако, ни о каких рекордах скорости на подобных велосипедах мечтать не стОит. Они созданы для неспешного променада по асфальтированным улицам города. Съехать на грунт, а уж тем более на грязь на них проблематично. Такие велосипеды вяло управляются. Ещё одна категория велосипедов - гибриды.

i

В большинстве случаев гибрид представляет собой МТБ поставленный на шоссейные, а точнее, циклокроссовые колёса диаметром 28 дюймов. Так-же универсален, как и МТБ, но если у МТБ, из-за более широкой резины всё-же, есть уклон на пересечённую местность, то у гибрида такой-же уклон в сторону городской езды, благодаря увеличенным в диаметре колёсам. Ну и в порядке общего развития можно рассмотреть ещё относительно экзотические, но, всё-же, встречающиеся у нас велосипеды. Первый - хорошо всем известный тандем.

trek-cruiseliner-tandem

Как правило, это два городских велосипеда, соединённых воедино. Предназначен для двух человек. Педали крутят оба, а вот рулить может только тот, кто сидит впереди. Сзади руль выполняет роль просто упора. В основном это семейный велосипед для неспешных прогулог. И второй тип экзотики на наших дорогах - лигерад.

763504-2

Лежачий велосипед. Пилот лежит в своеобразном ковше и крутит педали, которые располагаются перед ним. Такой тип посадки имеет очень хорошие аэродинамические свойства и из-за малого сопротивления воздуха разогнать такой велосипед можно до гораздо бОльших скоростей.   Итак, определились мы с тем, какой хотим велосипед. Теперь нудно правильно подобрать его ростовку - размер. Велосипеды, так-же, как и одежда имеют свои размеры. Обозначают их или привычными M,L,XL, или в дюймах, или, вообще, в ETT. Есть подобные таблички:

Снимок

Есть целые сайты и калькуляторы, призванные точно подобрать размер велосипедной рамы под ваши индивидуальные параметры. Только такой велосипед вам, скорее всего, придётся изготавливать на заказ. Конечно, не пренебрегая данными из таблички, всё-же, самым адекватным способом подбора размера велосипеда будет примерка его в магазине. Классические методы рекомендуют подбирать размер так, чтобы если встать на землю над рамой велосипеда то между верхней трубой и промежностью должна проходить ладонь.

123

Способ, несомненно, хороший и правильный и им обязательно надо пользоваться, однако огромная разновидность форм и геометрии велосипедных рам не всегда позволит им воспользоваться. Рама не должна быть слишком короткая, или слишком длинная. Вы не должны тянуться до руля, либо он не должен быть слишком близко. И то и то будет неудобно.

456

Более, или менее подобрав себе подходящий размер рамы можно озадачится тонкой подгонкой размера велосипеда под себя. Это нам позволяет сделать подседельный штырь, который регулируется по высоте. Штыри зажимаются в раме быстросъёмным подседельным хомутом.

cf22f2

Это позволяет быстро и удобно регулировать высоту седла велосипеда без применения инструмента. Как-же правильно подобрать высоту седла? Есть два способа, которые друг друга, в принципе, вполне дополняют. Сядьте на сиденье ровно и удобно. Теперь поставьте ногу на педаль так, чтобы ось педали была точно посередине стопы. В самом нижнем положении педали при полностью вытянутой ноге и стопе, расположенной параллельно земле стопа должна терять нажим на педаль, но не отрываться от неё. Дополнить этот тест можно поставив ногу на педаль пяткой. При тех-же условиях вы всё-ещё должны чувствовать педаль под полностью вытянутой ногой. Если все условия выполнены - седло по высоте установлено правильно. Ещё у седла есть регулировка вперёд-назад. Это тоже немаловажно, но сначала разберёмся, как-же должна стоять нога на педали. Правильная постановка - это когда основание большого пальца находится над осью самой педали.

stopa

При такой постановке в нижнем положении нога должна оставаться чуть-чуть согнутой, не вытягиваться полностью. Это один из залогов здоровья одного из самых уязвимых мест велосипедиста - коленей. Разобравшись с правильной постановкой ноги на педаль продолжаем регулировку сидения. Вновь усаживаемся поудобнее на велосипед и ставим ноги на педали как положено. Теперь, при постановке педалей в положение на 3 (9) часов вертикальная ось, проходящая через центр колена должна пересекать ось педали.

art_size_foot2

Необходимо добиться этого смещая седло вперёд, или назад. Ещё седло регулируется наклоном вперёд-назад. Как правило, самое удобное положение - параллельное земле. В любом случае, при удобной посадке вы не должны "соскальзывать" с седла ни вперёд, ни назад. Ещё одной точкой регулировки посадки является вынос.

Aheadset-vorbau

Вынос - это деталь, которая соединяет шток вилки непосредственно с рулём. Таким образом, устанавливая выносы различной длинны и с различным углом можно менять положение руля и, соответственно, посадку. При покупке в магазине вам вряд-ли удастся точно определить, удобна-ли вам посадка именно с установленным выносом. Для осознания этого вам придётся некоторое время покататься и определить что вам нужно по вашим ощущениям. Благо выносы не сильно дорогие и их можно менять без особого ущерба бюджету, пока вы не поймёте, что ваша посадка стала оптимальной. На сегодняшний день всё бОльшую популярность набирают регулируемые выносы.

1302_1000

Конечно-же все варианты установки подобный вынос не перекроет, однако некоторый диапазон он имеет. Возможно, вам этого будет достаточно. Ещё немного в этом разделе о подседельном штыре. Помимо классических штырей, представляющих собой, собственно, простую трубу с креплением для седла, есть ещё амортизационные подседельные штыри.

big_glagol_promax_254mm__amortizator_1806

Большинство современных сидений не имеют пружин и довольно жёсткие. Подобные штыри позволяют несколько облегчить жизнь вашей пятой точке на дорогах, хотя, так-же, как и любая другая амортизация, немного скрадывают энергию от вращения педалей. Поговорив о правильном положении седла, стОит поговорить и о самом седле. Чаще всего на велосипеде будет установлено спортивное седло.

e0146-мягкие-удобные-седло-велосипеда-дорожный-велосипед-велоспорт-подушка-сиденья-аксессуары-горный-велосипед-черный-hotsale

Может быть уже, шире, длиннее, немного разной формы и рельефа, но принцип, как правило, один. Длинный и узкий нос, не сильно широкая задняя часть и довольно жёсткая конструкция. Такое седло устраивает далеко не всех. Зад от него начинает довольно быстро уставать и болеть. Поэтому следующим шагом, как правило, идёт покупка мягкой силиконовой накладки на седло.

img_6166

Штука хорошая и своё назначение вполне выполняет. Однако есть неудобство - накладка не фиксируется жёстко и частенько сползает, что доставляет дискомфорт. Следующим шагом, как правило, идёт приобретение широкого седла - дивана.

photo_1103

Однако не редко очень быстро выясняется, что для быстрой езды одно не слишком удобно и может натирать промежность. Последним этапом такой "эволюции" является установка обратно спортивного седла и приобретения специальных велоштанов с "памперсом". На что нам ещё следует обратить внимание? На колёса. С их диаметром мы определились уже давно, а вот об их обуви стОит сказать пару фраз. В магазине велосипед нас встретит, скорее всего, на грязевых покрышках.

3a3c51

Такие покрышки слабо приспособлены для городской езды и будут не только шуметь, но и заметно сопротивляться движению. Зато они незаменимы в песке или грязи. Благодаря зубастому протектору они будут хорошо держаться на рыхлой и скользкой поверхности. Наиболее универсальными можно считать полуслики.

1379356027_1347693013vx4fd

Они имеют гладкую, или с мелким рисунком среднюю дорожку для лёгкого качения по асфальту и грунтозацепы по бокам, для движения по песку и грязи. Внедорожное движение на таких покрышках не такое комфортное, как на грязевых, но, по крайней мере, оно возможно до определённых пределов. Третья большая категория - слики.

88b4fb

Гладкие покрышки с очень мелким рисунком, либо вообще без него. Такие покрышки прекрасно едут по асфальту, практически не встречая сопротивления качению, однако ехать на таких покрышках по песку, а тем более по грязи - невозможно. Опасность представляет даже мелкий песочек на обочине, особенно в повороте. Такие покрышки могут на нём просто "поскользнуться". Как и для автомобилей, для велосипедов тоже есть ошипованные покрышки.

1379356063_1347693013l533g

Как не трудно догадаться, предназначены они для движения по снегу и льду в зимнее время года. Ещё покрышки различаются по ширине. Если очень грубо - чем шире покрышка - тем она "грязивее" и наоборот - более узкая более дорожная. Ширина покрышек 26 дюймов чаще всего измеряется так-же в дюймах. Ширина покрышек для 28-и дюймовых колёс (другие обозначения 700С, или 622) чаще всего обозначается в миллиметрах. Чем уже покрышка, тем больше в неё накачивается давление. В шоссейных покрышках шириной 23 мм давление может доходить до восьми атмосфер. Определившись с тем где и как мы будем ездить мы автоматически определились и с покрышками. О покрышках ещё стОит знать, например, то, что в основе бывает либо кевларовый шнур, либо проволока (тросик). Первые можно сложить гармошкой - они мягкие. Вторые держат форму колеса и складывать их не рекомендуется. Так-же велосипедные покрышки могут содержать антипрокольный слой. Специальная жёсткая лента, влитая в колесо, которая будет препятствовать проколу камеры. Собственно, пару слов о самих камерах. Они так-же имеют размеры. Если с диаметром всё понятно, то ширина/высота у камер не фиксированная. Лучше всего, если размер ваших покрышек будет где-то посередине. Т.е. имея покрышки шириной, например, 1.9" лучше всего поставить камеру, рассчитанную на 1.8 - 2,0". Однако, при необходимости, можно несколько отступить от размеров и камеру 1.8, в принципе, вполне можно поставить в покрышку 1.95. Велокамеры так-же различаются по типу ниппеля. На МТБ чаще всего стоят камеры с ниппелем типа Шредер.

9198_900

Это хорошо знакомый всем классический автомобильный ниппель. Накачивается любым автомобильным качком, или компрессором. На шоссейных велосипедах часто используется велосипедный ниппель Преста.

Revovable core 2

Преста бывает короткий, для классических ободов, а бывает удлинённый - для особых типов широких шоссейных ободов. На классический обод подойдёт ниппель любой длинны. Чтобы накачать колесо с ниппелем типа Преста, нужно сначала открутить небольшой "замочек" в самом верху ниппеля, и только потом приступать к его накачиванию. Если необходимо только немного покачать колесо, то целесообразно чуть-чуть спустить воздух, кратковременно нажав на ниппель сверху. Для накачивания ниппеля Преста обычным автомобильным качком существуют переходники.

bicycle-valve-adapter-presta-to-schrader-pump_uxynum1311129725388

Поговорив о том, что накачивать, поговорим о том, чем накачивать. А именно о мобильных велонасосах.

tcpo000109_m

Велосипедные насосы небольшие по габаритам. Чаще всего имеют в комплекте крепление к велосипеду. Большинство качков имеют как коннектор под Шредер, так и под Престу. У качков может быть манометр. Такой качёк может очень выручить в дороге, однако стОит помнить, что полностью накачать колесо до номинального давления им получится далеко не всегда, однако для того, чтобы добраться до дома ресурсов подобного качка достаточно. Продолжаем делать наш велосипед удобнее. Обратим внимание на ручки на руле - грипсы.

data-grips-rivera-grip-kore-rivera-all2-2014-1100x800

Они могут быть самыми разнообразными. резиновыми, пластиковыми, текстильными и, даже, пробковыми. Могут держаться либо с помощью болтов, либо просто с усилием одеваться на руль. Грипсы так-же могут быть эргономичными.

2012-Ergon-GP1-biokork-ergonomic-grip

У них есть специальный "лепесток" для более удовного положения ладони. Для бОльшего удобства и вариантов хвата на грипсах могут быть "рожки".

grips

При длительной езде руки устают постоянно находится в одном положении. Очень хорошо справиться с подобной неприятностью помогают рога на руль.

5319_0

Форма и вид этих рогов может быть совершенно разнообразной. Устанавливаться на руль они так-же могут в абсолютно любом удобном вам месте и положении. Есть даже рога-бараны, при установке которых классический руль приобретает,в том числе, шоссейных хват. На велосипеде перемещаемся не только мы сами, но разнообразные грузы. Самый распространённый способ перемещения грузов - это положить их в велорюкзак.

205_deuter_h2_4b_1198097503

Конечно можно использовать совершенно любой удобный вам рюкзак. Основное отличие именно велорюкзаков в более аэродинамичной форме и в охлаждении. Спина и лямки рюкзаков выполнены из сетки, что позволяет воздуху попадать через них. Велорюкзаки не редко имеют гидропак.

vodnyvakkwb-03

Гидропак - это пакет с водой и трубочкой, выведенной на плечо. Таким образом можно пить не отвлекаясь от движения. Распространённым вариантом поклажи является классический багажник и сумка на багажнике.

479283131_299

В такой сумочке удобно возить инструмент и, например, куртку, либо какую другую не большую поклажу. Есть и туристические варианты - так называемые "штаны"

sumka-ryukzak-na-zadnij-bagazhnik-velosipeda-ryukzak-imeet-dva-otdeleniya-komfortnuyu-lyamku-razmer-13-quot-x5-quot-x19-quot-sumka-na-bagazhnik-s-shestyu-otdeleniyami-razmer-20-quot-x11-quot-x14-5-quot

Ключи, телефон и прочую мелкую поклажу удобно перевозить в подрамных, либо подседельных сумочках.

10406_01_95

Широко распространены корзинки на руль.

1888_1000

Однако при тяжёлом грузе такая корзинка может негативно повлиять на управляемость велосипеда. Поговорив об удобстве, следует поговорить и о безопасности велосипеда. Заключается она, в первую очередь, в заметности велосипеда на дороге. Для этого используются велофонари. Сзади вешается красный фонарь.

5383_photo

Он может быть совершенно любым, лишь-бы был ярким и не потерялся по дороге. Такие фонарики продаются в большом количестве в любом велоотделе любого магазина. Очень хорошо, если у этого фонаря будет режим не только просто горения, но и мигания. Хотя найти фонари без подобной функции уже довольно проблематично. Такие фонари работают, как правило, от двух батареек типа ААА, которых с лихвой хватает на сезон. Нужно приучать всегда ездить себя с включенным фонарём в режиме мигания, несмотря на время суток. Лишним это не будет никогда. Более ответственно стОит подойти к выбору переднего фонаря. Его предназначение не только обозначать велосипед в автомобильном потоке, но и освещать путь в тёмное время суток. Кроме того, в отличии от заднего, который должен быть просто ярким, передний фонарьб должен быть очень ярким, ведь водители должны увидеть его через зеркала. И не просто увидеть, но и обратить внимание. Как ни странно, но в наших веломагазинах найти достойный вариант довольно проблематично. Чаще всего предлагаются фонари на классических светодиодах, работающих от обычных АА батареек. Днём такой фонарь практически не видно, а ночью он не способен достаточно осветить дорогу.

main_product_133483077642142100

Опытные велосипедисты используют фонари, построенные на диоде CREE. На сегодня самые популярные и эффективные фонари построены на диоде модели T6, или L2.

eagletac_t20c2new_01[1]9

Выглядят такие фонари, как правило, как обычные бытовые фонарики. Работают от аккумулятора формата 18650. Такие фонари иногда бывают сфокусированные - т.е. светят далеко вперёд, что соответствует дальнему свету у автомобилей и расфокусированными - получается не яркое, но большое пятно рядом с велосипедом - по аналогии с ближним светом автомобильных фар. Иногда на велосипед устанавливают два фонарика - с дальним и ближним светом. Бывают подобные фонари и с переменным фокусным расстоянием. Передняя линза у них подвижная и можно фокусировать световой поток вдаль, или вблизи себя. Есть ещё велофары.

h4983-5-31c0

Крепится на руль, батарейный блок, состоящий из четырёх аккумуляторов 18650 крепится отдельно в любом удобном месте. 4 аккумулятора могут поддерживать работу фары до 10 часов. Ещё одной интересной особенностью данной фары является тот факт, что её отражатель сконструирован таким образом, что имеет одновременно и ближний, и дальний свет. У таких фонарей, чаще всего, как минимум четыре режима работы. Свет в 100% мощности, в 50%, 25% и режим стробоскопа - фара часто мигает.